Соня Соколова ("Звуки.ру") о российском музыкальном рынке

Главный редактор музыкального портала «Звуки.ру» рассказывает о взаимоотношениях в российской музыкальной отрасли и о том, что происходит с рынком легального контента.

Автор: Юрий Ильин | Раздел: Интервью | Дата: 15 февраля 2011 года

Рынок легального музыкального контента: почему он до сих пор в несколько непонятном состоянии? Почему в России не работает модель «длинного хвоста»? Почему российские музыканты не интересуются тем, что происходит с их записями после выхода тиража? Об этом и о многом другом «Компьютерра» беседует с главным редактором портала «Звуки.ру» Соней Соколовой.


Соня Соколова в эфире программы «Холивар» на телеканале TVJAM.

— Некоторое время назад у нас на «Компьютерре» прошла серия материалов (заметок и статей) по тематике, связанной с копирайтом. Однозначного осуждения деятельности лейблов и, так сказать, провозглашения всеобщего права «качать без ограничений» в этих материалах не было, поэтому авторов регулярно обвиняли чуть ли ни в продажном выгораживании контентной отрасли. Судя по всему, огромное количество пользователей Сети действительно считает своим священным правом получать любые аудиозаписи бесплатно. Как вы считаете, вообще возможно ли появление сколько-нибудь существенного рынка легального контента — в Рунете по крайней мере?

— Ситуация парадоксальная: на бесплатном легальном контенте заработать можно больше, чем на платном, и именно эту ситуацию я сейчас наблюдаю на Звуках.Ру. Но связано это вовсе не с желанием платить либо не платить за контент. За последние три года уже сложилась довольно большая группа пользователей, которая готова отчислять авторам деньги за понравившиеся музыку и фильмы, и она неуклонно растёт. Но в секторе коммерческого платного контента само приобретение каталогов у правообладателей обходится вендору в астрономические суммы, что сразу ставит бизнес в невыгодное положение по отношению к 1) пиратам; 2) инди-проектам, которые наполняют музыкой сами авторы.

В то же время легальные вендоры вынуждены держать минимальную стоимость трека, чтобы привлекать покупателей. Берём в руки калькулятор и считаем: годовой каталог компании Sony стоит минимум 120 000 долларов в год, и это только смежные права одного из трёх мейджоров. Авторские права на этот каталог тоже обойдутся в сопоставимую сумму. Вопрос: сколько музыки должен продать магазин, если мы знаем, что средняя стоимость одного трека для пользователя в Рунете — 30 центов? Вопрос номер два: зачем вообще покупать эти каталоги, если на том же рынке есть компании, которые покупают их, чтобы раздавать пользователям бесплатно?

Вот уже чуть ли не десять лет лейблы пытаются добиться создания рынка легального контента, при этом их собственные усилия в этом плане не увенчались успехом совершенно, а дивиденды, по сути, состригли Apple со своим iTunes и другие аналогичные сервисы. Почему так случилось, как вы считаете?

— Всё дело в том, на что именно направлены эти усилия. На протяжении десятка лет лейблы тратят массу денег и сил на преследование пиратов: DRM, суды, содержание RIAA — эта деятельность способствует тому, чтобы нелицензионной музыки в сети становилось меньше, но никакой легальной альтернативы те же мейджоры не предлагают. Они практически не инвестируют в новые сервисы и не выстраивают цифровые продажи, предпочитая просто продавать оптом бэк-каталоги. Это, разумеется, не способствует нормализации рынка. В то же время все инициативы по созданию сервисов дистрибуции исходят от Интернета, а у его представителей свои идеи относительно того, как устроена жизнь на этой планете. Соответственно инициативы, которые продвигают представители Сети, носят характер, который не всегда устраивает правообладателей.

К тому же запретительная деятельность гораздо более затратна в сугубо энергетическом смысле. Вы только представьте, как весь Рунет ненавидит сейчас главу лейбла «Никитин», который пытается посадить за решётку пользователя, нарушившего права его лейбла!

— Помнится, все люто ненавидели Хиллари Розен, давнишнюю главу RIAA, а потом она в интервью рассказывала, как пыталась вразумить своих начальников относительно интернета, но слышала лишь крики в ответ.

— К сожалению, российские лейблы тоже пошли по этому пути: создаётся объединение легальных дистрибуторов — и первым делом вместо того, чтобы продвигать идею дистрибуции и совместно разрабатывать механизмы продаж, оно с головой окунается в суды «от имени правообладателей».

Самое грустное, что многие лейблы используют суды как действующую технологию конкурентной борьбы. Четыре года назад я начала поднимать вопрос о том, что в России до сих пор не существует единого банка прав. Так вот, его нет до сих пор, хотя нам всё же удалось сделать ряд успешных шагов в этом направлении. Что это означает для рынка? Никто не может гарантировать, что у него есть полный и актуальный пакет прав на использование той или иной музыки или видео. Это открывает огромные возможности для злоупотребления: существуют компании, которые специально покупают права на какой-то элемент фонограммы (например, только на музыку) и в судебном либо внесудебном порядке отсуживают довольно приличные суммы за его использование. При этом музыканты от этих успешных процессов в свою защиту и огромных компенсаций, выплаченных в их пользу, как правило, ничего не получают.

— Кстати, это характерно только для российского рынка или для западного тоже?

— На Западе есть базы данных авторских обществ, которые открыты всем желающим в интерактивном режиме. Так что компания, желающая использовать какое-либо произведение, первым делом обращается к ним. Частный случай использования такой базы данных — знаменитый All Music Guide.

Тем временем в России дистрибутор может столкнуться с историей, которую я наблюдала этим летом: когда одно подразделение лейбла ведёт с магазином переговоры о поставке легального контента, а другое его подразделение тем временем пишет претензии об использовании контента на миллионные суммы. При этом сам контент размещён легально, просто по лицензии другого лейбла. Но магазин тратит массу времени и сил, чтобы подтвердить правомочность собственной работы.

— А кстати, почему музыканты ничего не получают за это? И не пытался ли кто-нибудь из них по этому поводу что-либо предпринять?

— Музыкантам чаще всего просто не приходит в голову интересоваться исходом дел, которые от их имени выигрываются в судах. Схема работы музыканта с лейблом в России проста до тупости: записать альбом и продать его за максимально возможный аванс (роялти). При этом музыкант просто не интересуется, что будет происходить с альбомом после того, как лейбл получит на него права. Он заранее соглашается с тем, что тиражи будут занижены, огромная часть тиража будет допечатана пиратским образом на том же заводе, а об иных способах дистрибуции его могут даже не поставить в известность.

Это объяснимо, поскольку аудит продаж и бизнес-контракты — работа менеджмента, а наши музыканты крайне редко берут на работу менеджеров с финансовым образованием. В этом есть и определённый элемент пофигизма: мол, всё равно украдут.

Закономерный итог — в России не работает модель «длинного хвоста»: основные доходы получают те музыканты, которые уже «в обойме»… и уже не один десяток лет.

— Сейчас очень часто слышится мнение: дескать, все эти лейблы, дистрибьюторы и иже с ним суть паразиты и лишнее звено, которое интернет сделал ненужным; вот бы их убрать, и настанет счастье и артистам, и их благодарной (вроде бы) аудитории. Как вы считаете, действительно ли традиционные звукозаписывающие компании стали благодаря интернету «лишними»? И так ли однозначно артисты выиграют, если лейблы канут в лету?

— Свято место пусто не бывает — кто-то должен обслуживать механизмы цифровых продаж, кто-то должен заниматься маркетингом музыкантов и новых релизов, кто-то должен инвестировать в талантливых людей, иначе в поле зрения слушателей будет попадать только музыка в стиле «бу-га-га». Скорее всего, речь идёт о создании нового поколения лейблов — «цифровых», более гибко и «технологично» совмещающих паблишинг и дистрибуцию.

— Даже от музыкантов порой приходится слышать: «Вся музыка на Земле уже написана». Вы с этим согласны?

— Категорически – нет! Я — из тех волхвов, что управляют своим маленьким царством, с надеждой посматривая в телескоп в поисках новой звезды.

Главная проблема музыки в России, на ваш взгляд?

— Её много, но её в 99 процентах случаев невозможно слушать. Из огромного потока музыки, которая попадает на Звуки.Ру, мне очень немногое хочется показывать друзьям, а я – человек увлекающийся.

— А в чём причина, как вы считаете? Вкусы аудитории, предпочитающей «лопать что дают» (по ТВ и радио)? Низкое самосознание музыкантов? Или что-то ещё? Судя по сетевым «доскам объявлений» для музыкантов, начинающие по большей части стремятся играть только то, что в данный момент модно...

— Всё очень просто: в России никто не инвестирует в независимую музыку. Есть множество компаний, которые раскрутили маховик корпоративов, есть компании, которые специализируются на экспорте массовых музыкальных продуктов, но нет серьёзных игроков на инди-рынке и на рынке «перспективной музыки». В итоге у музыканта, который получил какую-то известность посредством YouTube, есть только один способ заполучить большую аудиторию: обратиться к продюсерам и инвесторам, работающим с поп-артистами. С закономерным итогом.

— Вы довольно много времени работали в компании Soundkey, как раз занимающейся формированием рынка легального контента. В связи с чем вы её покинули?

— Я не покинула компанию как совладелец. Я перестаю заниматься её операционным управлением и передаю её новому менеджменту, которому дальше предстоит изменить стратегию и, возможно, профиль компании. Soundkey — очень мощный механизм дистрибуции, позволяющий продавать и раздавать огромные массивы контента множеству игроков в условиях абсолютной прозрачности. Однако существующая рыночная ситуация такова, что система не вырабатывает всех заложенных в неё возможностей, а те обстоятельства, которые я перечислила в начале нашего разговора, ставят под вопрос рентабельность всего сектора. Для того чтобы продолжать инвестировать в этот бизнес миллионы, нужно иметь позиции либо кардинально иные цели – как, например, у Яндекса: он, покупая у лейблов музыку и раздавая её, таким образом решает свои маркетинговые задачи. Однако такие игроки тоже рано или поздно задумываются о том, насколько рациональны эти инвестиции, и сворачивают направление, как это сделала в начале года Nokia с сервисом OVI.

Вместе с тем нужность Soundkey становится очевидной, когда речь идёт о доброй воле большого числа дистрибуторов, для которых контент — непрофильный бизнес. К примеру, до сих пор никто не реализовал мою давнюю идею «музыка в подарок»; надеюсь, кто-то всё-таки этим озаботится.

Когда мы задумывали Soundkey, мы понимали, что изменение рынка музыкальной дистрибуции — тяжёлый процесс и на него понадобится время. Мы были к этому готовы: ведь, в сущности, речь идет об изменении пользовательской парадигмы. Мы понимали, что пользователи примут идею без особого энтузиазма и нам придётся приложить усилия к тому, чтобы научить их платить музыкантам — благо технология позволяет платить авторам напрямую, по схеме «плати, сколько хочешь» и т.п. Однако мы не были готовы к тому, что противодействие начнётся не со стороны пользователей, а со стороны лейблов.

Это были три года сплошного противостояния, которого я никогда до этого не встречала на «Звуках». Для того чтобы продавать музыку, ты платишь трижды: за собственно каталог, за саппорт и разработку системы продаж и за маркетинг. В то же время на «Звуки» приходят те же самые лейблы и продюсеры, которые отлично понимают, что портал — мощный промоинструмент для их артистов и релизов, и с лёгкостью подписывают нам разрешения на размещение треков и видео в качестве промоушена. Однако я верю, что Soundkey своё слово на рынке ещё скажет: механизм способен обслуживать продажи и аудит всего, что скачивается, так что мы ещё найдем, как его применить. А пока я буду продолжать заниматься Звуками — в этом году портал отмечает пятнадцатилетие, у меня большие планы.

Источник www.computerra.ru/interactive/594038/

Обсудить у себя 1
Комментарии (0)
Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

djzvyk
djzvyk
Было на сайте на прошлой неделе в среду 19.09.18 в 10:29
48 лет (01.01.1970)
Читателей: 22 Опыт: 30 Карма: 1.5424
Теги
100 famous rock guitar riffs - one take 10 распространенных ошибок в разговорной речи: 16 year old girl guitarist jess lewis 1 сентября 2 миллиона рублей 5 человек на одной гитаре 6-ти грифовая гитара (муз приколы) ace of spades a-ha воссоединится на фестивале в бразилии all music guide alors on danse alphaville - forever young ~official video andreia gomez andreia gomez: progressive guitar fusion soloing techniques angelina jolie apple avril lavigne beat weekend billy joel bitter sweet symphony bjork bmg music boat on the river catrin cbs records david guetta def leppard def leppard - "love bites" (official) depeche mode division bell dj earworm mashup - united state of pop 2011 dolce&gabbana drum & bass duran duran electro & house dance club mix event агентство fitri cerado fm достоевский function - beatbox flute gilles babinet globe recording studios goonrock hallelujah heel toe bass drum lesson house hurt ( cover ) itunes jack thammarat - winner of guitar idol 2009 jazz-violin band «jazz violin band» константина ильицкого с программой «классики и современники» jeff buckley-hallelujah jessie j - domino jess lewis ft. alex hutchings jimmy page juliette valduriez - lost paradise karma sound studios kate ryan kingdom come - what love can be lady gaga lady gaga - telephone ft. beyoncé leonard cohen lfo lmfao - champagne showers ft. natalia kills lmfao - party rock anthem ft. lauren bennett lmfao - sexy and i know it lori!lori! - солнечный удар "love bites" mail.ru mc-band midem2011 modern talking motorhead music my heart will go on new best dance music 2013 nexo ls500 nexo ls 500 nexo переделка noize mc "гимн понаехавших провинциалов" nyusha official music video - olivia weeks overthinking it ovi paparazzi (live acoustic) pink floyd polygram rammstein red bull flugtag 2013 ricky martin ft. joss stone rock or bust sandra sandra ann lauer sarah connor - halleluja (live) - für haiti secret sex pistols sia - chandelier (official video) "song for dj viktorinox" sony sony music entertainment soundkey spa city stix stone roses stromae sugarcubes summertime (фотосессия) techno telephone ft. beyoncé the beatles the best thing about... the clash the manhattan transfer the rolling stones the verve u2 u2 боно извинился перед поклонниками universal music usb и сергей жуков usb и сергей жуков - скажи зачем? verka serduchka warp what love can be what the hell x factor украина. судьи встали под new york ажур - город айфоновская повторюшка акустика александр буйнов александр шульгин альбом the endless river антипиратский закон аптека аркадий духин - случайная любовь артемий троицкий барабанщик ник мейсон билли джоел боно борьба с пиратством бывшая солистка «тату» выплатит warner music 1 бьорк вася обломов - уг (унылое говно) вера брежнева - s**y bambina верка сердючка видео вконтакте влад соколовский - ла-ла-ла в поисках утерянного грааля главу лейбла «никитин» группа 30.02 - примером - (official video) группа favourite game группа "герои" группа мс-band группа "подиум" девочка поразила весь мир исполнив хит 2012 года дешевые аналоги лекарств дешевые лекарства джоанн джеффен диджей дэвид гетта дэвид гилмор дэмьен уолтерс елена ваенга елена хрулева если любовь в сердце твоем (ost "оттепель") hd живая музыка на праздник "живой звук" в студии канала 24 задорнов: европе наступила кончита заклей мне рот скочем закон о произвольных блокировках звуки.ру земфира земфира оскорбила певицу валерию игорь растеряев играет на фляжке интересные факты о женщинах инь-янь-"пофиг" какой мужчина ! (премьера клипа 2013) как сделать саб активным каталог компании sony катя нова катя нова-не переживай (катя полякова) катя полякова катя самбука - гомобой к.никольский комбайнеры компьютерра константин ильицкий константин никольский константин никольский - музыкант концерт влади (каста) король паркура куку лекарства ленинград - п****бол ленинград — приметы лента.ру либерж - аллилуйя линейка в школе мальчик танцует марк белл марк болан мастеринг и сведение звука меладзе оттепель "мое маленькое глупое сердце" москва мс-band муз альбомы муз приколы-необычная гитара муз-тв-2011 музыка музыкальный юмор музыканты на корпоратив музыканты на новый год музыканты на свадьбу надо или не надо запрещать пользователям соцсетей выкладывать музыку на своих аккаунтах... натали - о боже нелли фуртадо не перебивай новости новый альбом ac/dc ночная птица ню-диджей нюша нюша - выбирать чудо общество организация свадеб организация свадьбы о российском музыкальном рынке -осень отличие джаза от блюза #оттепель оттепель песня ( официальный клип 2010 hd ) певица эми уайнхаус песни буйнова мп3 пиратский музыкальный сервис пиратство поздравление с днем рождения политик поль ван хавьер правила этикета празднества праздничное агентство премьера! nomad - прости премьера нового клипа на wow tv прикольное видео прикольные видеоклипы прикольные гитары прокат и аренда звукового и светового оборудования для шоу пытка для ушей реал тайм компани роботы-гитаристы росийская премьера фильма дэвида линча российские музыкальные чарты россия топ 25 русская sopa сабвуферов nexo ls 500 сандра сателлиты nexo ps10 свадебное агентство свадебные услуги свадьба москва свадьба под ключ сергей лазарев " в самое сердце" (official video) система музыкального бизнеса скандал на x-фактор 2 соня соколова стас михайлов статусы в "одноклассниках" статьи о музыке стивен хокинг строгино супермен дэмьен уолтерс супер паркур "танцуй пока молодая" танцы творчество александра буйнова техника игры на соло техника соло гитара техника ударные тим хаузер тонус музыки тупик в музыкальной индустрии умер бывший барабанщик ддт умер канадский музыкант леонард коэн уроки звукорежиссуры фанере — штраф федеральный закон от 2 июля 2013 года № 187-фз холивар х-фактор сюзанна абдулла -- halo (beyonce) что такое любовь чувак шансон школа эхо москвы я малолетняя дочь я убегу в ночь я хочу от тебя сына
все 18 Мои друзья